ҚАЗ РУС
Вся информация для жизни за городом
Контактные номера АО "Казахтелеком"
160 – Центр поддержки потребителей
165 – Централизованное бюро ремонта
195 – Информация о балансе лицевого счета (кроме г.Караганда)
196 - Информация о балансе лицевого счета для жителей г. Караганда
Центр поддержки пользователей услуги Megaline
258-49-49 - (для жителей г.Алматы),
8-800-080-6456 - (для жителей др.городов РК)
свернуть
Главная Информация Экономика Новости
28.02.2013
Аграрии Казахстана – объединяйтесь

Минсельхоз, во исполнение прямого указания Нурсултана Назарбаева, разработал три варианта создания Единого зернового холдинга. Хотя окончательное решение еще не принято, по данным источников «Къ», наиболее вероятным будет его создание в форме консорциума, который, по замыслу аграрного ведомства, должен быть образован на базе АО «Продкорпорация» и объединить всех участников рынка, включая зернопроизводителей, владельцев ХПП, предприятия по переработке зерна (мукомолов. – «Къ»), транспортно-логистические компании, производителей сельхозтехники и оборудования и зерновых трейдеров. Однако часть участников рынка считают, что в консорциум должны войти только производители зерна, то есть те, кто имеет земельные наделы.

a40b743075f9ab3e51653c14ce8e331c.jpg

Напомним, что идея создания Единого зернового холдинга была высказана Нурсултаном Назарбаевым еще в январе 2012 года. Однако сразу столкнулась с обструкцией как в Минсельхозе, так и среди экспертов и операторов зернового рынка. Так, в свое время в беседе с «Къ» о своем критическом отношении к этой идее высказывались бывшие руководители государственной «Продкорпорации». В то же время часть участников рынка и депутатов парламента идею, напротив, поддержали. Их мнение обнародовал в интервью «Къ» председатель аграрного комитета мажилиса Ромин Мадинов в опубликованном в прошлом году интервью.

Ситуация разрешилась в начале года, когда на совещании Нурсултан Назарбаев прямо заявил, обращаясь к министру сельского хозяйства: «Я давал поручение в январском послании прошлого года по созданию Единого зернового холдинга. Он нужен для комплексного решения проблем зерновых компаний, эффективной реализации зерновой продукции на мировом рынке, объединения мелких хозяйств в крупные, так ведь, Асылжан (Мамытбеков – глава Минсельхоза. – «Къ»)? Уже с твоей подачи премьер-министр подал мне письмо о том, что холдинг создавать не надо, а я считаю, надо создавать». Президент в качестве аргументов привел следующие обстоятельства: «Когда много пшеницы получают, они (зерновые компании и фермеры. – «Къ») говорят: вы, правительство, отойдите, мы сами будем продавать. А когда ситуация, как в прошлом году, – с протянутой рукой: дайте-дайте. Все твои зерновые хозяйства в долгах как в шелках. Мы завтра можем обанкротить, все отобрать. Они это знают? Поэтому единая политика по продаже должна быть». «Да, мы понимаем, землю в аренду отдали, они хозяйствуют, частники. Когда мне хорошо – я сам, а когда мне плохо – ты дай и не подходи, – продолжил Нурсултан Назарбаев. Обращаясь к премьер-министру Серику Ахметову, предупредил его в жесткой форме. «Давай разбирайся глубже. Серик, если ты на поводу пойдешь, не проявишь волю, эти чиновники тебя будут за нос таскать все это время и ты не сможешь работать на этой должности. Я же не просто давал поручение. Я знаю всю эту проблематику… Во всех банках они закредитованы! Конечно, есть там проблемы, изучите этот вопрос нормально», – подытожил президент. Действительно в настоящий момент средняя долговая нагрузка по отрасли составляет около $500 на гектар. Что, по сути, ставит компании и фермеров на грань банкротства. «Казахстан входит в десятку мировых экспортеров пшеницы. Это произошло потому, что государство очень большие деньги вливает в сельское хозяйство, в финансирование», – заявил «Къ» председатель комитета по аграрным вопросам мажилиса парламента Ромин Мадинов. Кроме того, он подчеркнул: «Мы принципиально отличаемся от всех других стран-экспортеров, потому что мы единственная страна, которая не имеет выхода к морю. А вся мировая торговля зерном осуществляется через море, поэтому у нас транспортная составляющая имеет очень большое значение. Она может иметь до 100% от стоимости самой пшеницы – в этом уникальность Казахстана, и другая уникальность Казахстана в том, что мы находимся в центре континента и рядом с нами находятся страны, которым экономически выгодно и правильно покупать пшеницу только у Казахстана и больше ни у кого. Это почему нам нужен зерновой холдинг». Он особо отметил: «В моем понимании основная задача зернового холдинга в первую очередь та, что поставил перед нами глава государства. Это чтобы товаропроизводители зерна, именно производители, не посредники, получали максимально возможную прибыль для того, чтобы дальше эти деньги шли в инвестирование сельского хозяйства». «Единый зерновой холдинг нужно создавать, потому что люди, работающие в этой сфере, брали от банков деньги якобы на зерновые программы, а на самом деле инвестировали в недвижимость в Москве. Мы должны понимать, кто у нас на рынке, куда поставляем, как производительность? И не зависеть, был ли урожай или нет. Для этого есть и технологии и возможности. Кстати, ВТО также накладывает такие требования на нас. По фермерам – они ведь также должны стать формализованным сектором – платить налоги, отчислять пенсионные выплаты, то есть мы на их социальные права должны сейчас обращать внимание. Сейчас у нас 10 холдингов управляет большинством посевных территорий. Президент по этому поводу сказал, чтобы выстроить правильную систему, к тому же во всем мире такие холдинги по управлению работают», – заявил «Къ» вице-премьер Кайрат Келимбетов. «Мы предлагаем модель и практику работы Пшеничного комитета Канады. Мы согласны, но примем активное участие в том случае, если будут там представители фермерских хозяйств. Говорим 10, но, конечно, в наших условиях нам никто не даст, чтобы фермеров было 10, а чиновников 5 человек. Такого никогда не было. Это сенсация будет, но хотя бы 50 на 50, чтобы наши голоса были. Почему? Потому что мы же понимаем, к чему это может привести при другом раскладе», – заявил, выступая на съезде фермеров, глава Союза фермеров Казахстана Ауезхан Даринов.

В настоящий момент Министерство сельского хозяйства разработало три варианта создания ЕЗХ.

Первый вариант предполагает создание ЕЗХ путем выкупа у банков долгов зерновых компаний и тем самым вхождение в их капитал. Однако это, по подсчетам Минсельхоза, обойдется республиканскому бюджету в сумму порядка 296 млрд тенге (около $2 млрд). Кроме этого в качестве минусов подобной конструкции эксперты аграрного ведомства отмечают дублирование функций по удешевлению финансовых ресурсов по программе «Дорожная карта бизнеса – 2020» и Программе посткризисного восстановления. Еще один аспект проблемы заключается в том, что под управление ЕЗХ перейдут обязательства по эксплуатации значительных посевных площадей, что приведет к необходимости привлечения существенных средств из республиканского бюджета для обеспечения финансирования ЕЗХ, а также в случае развития кризисных ситуаций в банковском и аграрном секторах возникнет угроза невозврата средств привлеченных из бюджета. Еще один важный нюанс, по мнению разработчиков, заключается в том, что чрезмерное вмешательство государства в отрасль может привести к развитию иждивенческих отношений зерновых хозяйств и угасанию предпринимательской инициативы. Интересно, что в качестве положительного фактора этого варианта создания ЕЗХ сами разработчики назвали лишь улучшение финансового положения участников рынка, включая холдинг «КазАгро».

Еще один вариант предполагает создание Объединенной зерновой компании. С функциями привлечения заемных средств для увеличения объемов закупа зерна как у «Продкорпорации», так и на свободном рынке, а также реализации зерна мукомольным предприятиям для увеличения экспорта муки и на экспорт. При этом ОЗК должна будет осуществлять роль контррегулятора путем обратной реализации на внутреннем рынке. При этой конструкции «Продкорпорация» сохраняет свою самостоятельность, а ее функциями становятся закуп зерна у сельхозпроизводителей в госрезервы, стабилизационные фонды и семенные фонды, а также закуп излишков зерна по решению госкомиссии по модернизации экономики. Минусами этого варианта, по мнению разработчиков проекта, является недиверсифицированный бизнес, необходимость значительного первоначального финансирования со стороны государства, гос-поддержка в виде тех либо иных гарантий в привлечении крупных займов и жесткая зависимость от мировых цен на зерно. В качестве плюсов указывается на появление крупного контррегулятора на рынке, обеспечение финансовой стабильности «Продкорпорации», стабилизация внутреннего рынка и потенциальное расширение инфраструктуры хранения и экспорта зерна.

Однако, по данным «Къ», в качестве основного варианта создания ЕЗХ в Минсельхозе рассматривают вариант консорциума на базе «Продкорпорации», в который вошли бы, как уже было указано выше, все участники рынка. От производителей до посредников. Выступая на съезде фермеров, министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков заявил: «Это конкурентный рынок, и государственные компании там будут как слон в посудной лавке. На базе «Продкорпорации» будет создан этот холдинг, который будет выступать в роли консолидатора интересов фермеров, которые самостоятельно не могут выйти на внешние рынки или продать зерно внутри страны по выгодной цене. По сути, он будет заниматься тем же, что и сейчас «Продкорпорация», только другое дело, что он (ЕЗХ) будет делиться прибылью, которая будет получена в результате продажи купленного зерна». Правда, оговорившись, что «окончательное решение по форматам будет принято позже». «Я считаю, что все товаропроизводители пшеницы, которые имеют землю, они должны делегировать добровольно право на экспорт пшеницы единому оператору на базе «Продкорпорации». Вот это будет Единым зерновым холдингом с последующим распределением доходов опять же среди всех владельцев земли», – считает Ромин Мадинов. Однако, по его мнению, в состав холдинга должны войти только те, «кто выращивает пшеницу, кто имеет землю».

«Важное условие – деятельность ЕЗХ не должна подавлять конкуренцию, вносить существенные искажения в конкурентную среду. Для этого необходимо, чтобы закуп зерна производился на абсолютно рыночных условиях, добровольно. Недопустимо повторение той «продразверстки», которая имелась в начале 2000-х, когда фермеров принуждали сдавать зерно по фиксированным ценам, установленным «Продкорпорацией». Закуп должен быть добровольным и выгодным для фермеров. Идея Единого зернового холдинга станет тогда привлекательной для сельхозтоваропроизводителей, когда они смогут путем работы с этим ЕЗХ получать более высокую цену, нежели бы они оперировали на рынке самостоятельно. Для этого прекрасно подходит модель сбытового кооператива, когда ЕЗХ покупал бы зерно по фиксированной цене, потом, дождавшись выгодной конъюнктуры, продавал бы по более высокой цене. А полученную маржу, за вычетом своих административных расходов, полностью бы транслировал фермерам. Важно избежать эффектов, которые имелись у нас – когда перевалка зерна или экспорт, осуществляемые «Продкорпорацией», практически парализовали или существенно мешали экспорту зерна другими частниками», – указал в беседе с «Къ» первый заместитель главы НЭПК «Союз «Атамекен» Рахим Ошакбаев.

Разработчики видят в качестве основных функций создаваемого холдинга следующие. Это организация финансирования для достижения общих целей, осуществление финансирования производства зерна через форвардные закупки с гарантированной реализацией по справедливой цене, формирование общей потребности участников консорциума в маттехобеспечении и ее реализация путем консолидированного закупа. Кроме того, участники консорциума на добровольной основе формируют страховой фонд путем отчисления определенной доли от общего объема произведенного зерна и создают Экспортный зерновой пул, который формируется за счет зерна, принадлежащего собственно холдингу, зерна участников консорциума, давальческого зерна мелких хозяйств. При этом он работает напрямую с зарубежными госкомпаниями-импортерами, минуя посредников, на условиях, что реализация зерна осуществляется по ценам не ниже установленных создаваемым в рамках консорциума комитетом по ценам. Вообще, говоря об организационной структуре, предполагается, что его участники сохраняют свою юридическую самостоятельность, а объединяются на основе договора о совместной деятельности. При этом в рамках консорциума из его участников создаются следующие консультативно-совещательные органы: комитет по ценам, который рекомендует минимальные цены по экспортным операциям и направлениям. Комитет по развитию, который вырабатывает приоритеты развития на среднесрочный период, а также вносит предложения по формированию и использованию страхового фонда. Комитет по инвестициям с функциями формирования потребности в инвестициях для маттехобеспечения и Арбитражный комитет, который занимается досудебным решением споров среди участников консорциума. При этом, несмотря на консультативно-совещательный статус, предлагается утверждать решение комитетов холдингом и сделать их обязательными к исполнению.

Между тем эксперты, опрошенные «Къ», отметили как минимум несколько моментов, по которым существуют серьезные разногласия. Это прежде всего вопрос экспортной монополии. «Это один из вариантов решения проблемы, но мне не нравится слово «монополия», я, наверное, не за монополию, я за то, чтобы был единый оператор по отгрузке зерна, и учредителями этого оператора могли бы быть все товаропроизводители нашей страны, то есть я за эту идею», – сказал «Къ» Ромин Мадинов. «О создании Единого зернового холдинга в Казахстане стали говорить несколько лет назад, как только начались первые проблемы с транспортной инфраструктурой, с экспортом. Аналогичные логистические задачи приходилось решать Австралии, Канаде. Успешно использовав единую структуру, теперь эти страны отказываются от этой модели. По-моему, речь не должна никоим образом идти о монополии на экспорт зерна. Если либо законодательно, либо де-факто будет установлена монополия на экспорт зерна, мы будем выглядеть крайне маргинально среди всех стран мира. Это – первое. Второе – у нас есть государственные структуры, которые занимаются работой по закупу, реализации, хранению ресурсов – государственных, коммерческих, стабилизационных, это дочернее подразделение НУХ «КазАгро» АО «Продовольственная контрактная корпорация». Принимая во внимание наличие у нее инфраструктуры, было бы логично на этой базе создать Единый зерновой холдинг. Что касается формы хозяйствования, то, пожалуй, можно «замахнуться» на открытое акционерное общество, с размещением акций на внутреннем фондовом рынке. Надо проанализировать также возможность организации ЕЗХ в виде консорциума», – полагает Рахим Ошакбаев.

«В мире в такой сфере работают холдинги, такие как «Гленкор», «Каргил», «Дрейфус». Единые требования ко всем землям должны быть, а их на сегодняшний день нет. Единые требования к зерно-хранилищам и элеваторам должны быть, но их на сегодняшний день нет. Правильная логистика за рубежом должна быть, а ее сейчас нет. Я не говорю про экспортную монополию, но должна быть согласованная политика», – считает вице-премьер Кайрат Келимбетов. Действительно, несмотря на значительные объемы экспорта, 5–10 млн тонн, Казахстан в силу раздробленности экспортной политики отнюдь не является важным игроком на мировом зерновом рынке. Даже Россия, которая не позиционирует себя как аграрная страна, поставляет на экспорт как минимум в 2 раза больше зерна – от 15 до 25 млн тонн. В этих условиях, для того чтобы иметь возможность в том числе влиять на мировую ценовую конъюнктуру, Казахстану необходима если не монополия, то хотя бы согласованная ценовая политика. «Сейчас Министерство сельского хозяйства проработало проект о консорциуме. Еще посмотрите, какими стали ENRC и KazakMys за последние 20 лет, они стали успешными организациями мирового уровня только тогда, когда проводили очень большую объединительную работу. Нам вообще надо бренд зерна поднять на другой уровень. А это большая холдингенизация. В мире же управляют холдинги торговлей зерном по большому счету. То есть одно из двух. Мы этим занимаемся или в международном конкурентоспособном плане, либо, так скажем, мелкотравчато. Предлагаю этим заниматься серьезно», – высказал свое мнение «Къ» Кайрат Келимбетов.